Стратегический план г. Гатчины

  Концепция социально-экономического развития МО "город Гатчина" до 2005 года

1. Цели и статус концепции

Главной целью Концепции социально-экономического развития города Гатчины до 2005 года является определение приоритетов развития всего городского социально-экономического комплекса в интересах повышения уровня жизни населения города, создания более комфортных условий труда, отдыха, образования и охраны здоровья.
Одной из целей Концепции является расширение участия жителей в управлении городом, осознание ими своей ответственности за ситуацию в городе.
Мероприятия, разработанные в рамках реализации Концепции будут иметь обязательный характер для органов городского самоуправления и рекомендательный характер для всех заинтересованных организаций и граждан.

2.Оценка социально-экономического потенциала

В 3-е тысячелетие город Гатчина вступает как крупный центр промышленности, науки и культуры Ленинградской области. Занимаемая им территория составляет 2875 га, из которых жилая и общественно-деловая зона - 476 га, промышленная зона - 405 га, парки и зеленые зоны - 800 га. Земель запаса в муниципальном образовании всего 13 га (0,45%), остальные земли занимают инженерная и транспортная инфраструктура, земли сельскохозяйственного назначения и др.
Население города составляет, по данным статистики, 83100 человек, в том числе: мужчин 37457, женщин - 45880. Трудоспособное население составляет 49336 человек, лиц, старше трудоспособного возраста 19084, младше - 14918 человек. Средняя продолжительность жизни на 2000 год - 67,8 лет (мужчины - 61,8, женщины - 73,2). Демографическая ситуация характеризуется отрицательным естественным приростом (в среднем, число умерших в год на 600 человек превышает число родившихся) и сравнительно большим миграционным приростом (около 1200 человек в год). Демографический прогноз на ближайшие 5 лет показывает, что такая тенденция сохранится, и к 2005 году население муниципального образования составит примерно 105 тыс.человек, в том числе трудоспособное население - 62500 человек.
Гатчина является важным транспортным узлом. Через город проходят железные дороги, связывающие Санкт-Петербург с Прибалтикой, Белоруссией и Украиной, имеется два пассажирских вокзала и грузовая станция. Основные автодороги, связывающие Санкт-Петербург с другими регионами России, находятся в пределах 30-50 минут езды от Гатчины. Примерно в 30-ти минутах езды на автомобиле расположен международный аэропорт "Пулково-2". Город обеспечен всеми современными видами связи, в том числе мобильной телефонной связью и доступом в сеть ИНТЕРНЕТ.
Промышленность и строительство являются ведущими отраслями в экономике города, давая 88% общего объема выпуска продукции. На предприятиях этих отраслей в настоящее время работают около 1/3 всего занятого населения, что дает более 50% доходов в местный бюджет. В Гатчине имеется значительный потенциал туризма и рекреации, но инфраструктура туризма развита слабо.
На предприятиях города имеется около 140000 кв.м производственных площадей неиспользуемых полностью или используемых с неполной загрузкой. Финансовая инфраструктура представлена 4 филиалами банков и 5 филиалами страховых компаний.
Объем промышленного производства к началу 1999 года снизился в 4, а строительно-монтажных работ в 3 раза относительно уровня 1991 года. Однако, усилия предприятий и действия администрации города привели к тому, что в последние годы наблюдается рост объемов промышленного производства: в 1999 году на 39%, за 9 месяцев 2000 года на 41% (в сопоставимых ценах). На фоне наметившегося роста проявилась нехватка рабочих кадров высокой и средней квалификации, особенно станочников, сварщиков и некоторых других специальностей. Более низкая, чем в Санкт-Петербурге, заработная плата (примерно на 30%) не позволяет решить эту проблему за счет привлечения гатчинцев, работающих на петербургских предприятиях.
Локальный хозяйственный климат Гатчины в целом можно признать благоприятным. К его основным недостаткам относятся:

  • отсутствие четкой концепции развития города;
  • нестабильность бюджетных отношений с Ленинградской областью;
  • отсутствие отлаженных механизмов работы с потенциальными инвесторами;
  • отсутствие полностью готовых для предложения инвесторам земельных участков;
  • отсутствие доступных для ознакомления действующих планов пространственной организации города;
  • отсутствие презентационных материалов о городе, слабость работы по маркетингу города путем публикаций, участия в выставках и т.п.

Город обладает развитой инженерной инфраструктурой. Однако большой износ инженерных систем (более 60%) приводит к повышению эксплуатационных расходов и росту непроизводительных потерь.
Основным направлением реформы жилищно-коммунальной сферы в городе является повышение его эффективности. Существующий порядок финансирования отраслей жилищно-коммунального хозяйства не дает возможности проводить восстановительный ремонт и замену технологического оборудования в необходимых объемах. В этой ситуации Администрация города придает большое значение использованию международной технической помощи для решения конкретных проблем реконструкции и повышения надежности и экономичности инженерных систем города. В городе проводятся мероприятия по установке приборов учета в домах и квартирах и автоматизированных тепловых пунктов. С 1994 года действует служба жилищных субсидий. Коммунальные службы города в целом обеспечивают надежное снабжение потребителей и неоднократно занимали призовые места в смотрах-конкурсах разного уровня.
Из 11 отопительных котельных 7 находятся в муниципальной собственности. Общая мощность городских котельных составляет 580,9 Гкал/час, в том числе муниципальных - 460 Гкал/час. Основное топливо муниципальных котельных - природный газ. Общая протяженность тепловых сетей составляет около 136 км, из которых муниципальных - 94,6 км. Наличие агрессивных грунтов по трассам трубопроводов резко снижает срок их эксплуатации, поэтому при ремонте сетей и прокладке новых трасс применяются трубы с полиуретановой изоляцией. В 2000 году заменено более 7 км трубопроводов.
Протяженность городских водопроводных сетей - 150 км, канализационных - 153 км. Действуют очистные сооружения пропускной способностью 60 тыс.куб.м в сутки. Суточное водопотребление города составляет около 42 тыс.куб.м В целях уменьшения зависимости города от Невского водозабора введены в эксплуатацию: водозабор "Северный", 1-ая очередь водозабора "Восточный" и водозабор котельной № 10. В результате проведенных мероприятий количество покупной воды снизилось более чем в три раза.
За 1999 год введено в эксплуатацию 6 новых трансформаторных подстанций, проложено 10 км высоковольтных и 18 км низковольтных кабелей, что позволило повысить надежность электроснабжения микрорайонов "Аэродром", "Загвоздка", "Химози" и центральной части города. Общая протяженность кабельных сетей - 421,5 км, воздушных линий - 281,4 км. В обслуживании находятся 163 трансформаторные подстанции, 4926 светильников наружного освещения. 2% муниципального жилого фонда оборудованы электрическими плитами.
Жилищный фонд города насчитывает 2848 домов (32159 квартир) - 1722,4 тыс.кв.м, в том числе:

  • муниципальный - 719 домов (23197 квартир) - 1209,3 тыс.кв.м;
  • ведомственный - 216 домов (6496 квартир) - 391 тыс.кв.м;
  • частное домовладение - 1913 домов (2470 квартир) - 121,5 тыс.кв.м.

Дома со сроком эксплуатации 10 лет и менее составляют всего 8% жилищного фонда. Практически не ведется комплексный капитальный ремонт. В городе остается острой жилищная проблема. Более 2,5 тысяч семей состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, 349 семей проживают в ветхом жилом фонде. Более 95% жилого фонда газифицировано природным газом. Частный сектор газифицирован, в основном, газобаллонными установками.
Твердые бытовые и нетоксичные промышленные отходы захораниваются на городской свалке на границе города. Состояние свалки не соответствует современным природоохранным нормам. Самовозгорание мусора приводит к дополнительному загрязнению воздушной среды, существует опасность загрязнения грунтовых вод.
В городе 99,3 км дорог с усовершенствованным покрытием, 41 км тротуаров. Город постоянно благоустраивается. Проведена реконструкция ул.Соборной до ул.Карла Маркса, ведутся работы по строительству дороги в продолжение ул.Рощинской к железной дороге. Завершается строительство объездной дороги по ул.Чехова с выходом на Павловское шоссе, что позволит значительно снизить движение грузового транспорта по городу. Ведется капитальный ремонт улиц с устройством тротуаров, автобусных остановок, площадок для парковки легковых машин.
Город испытывает трудности в обеспечении населения транспортными услугами. Гатчинское пассажирское автопредприятие, обслуживающее и город и район, находится в областной собственности и имеет крайне изношенный парк машин. На его содержание требуется более 10 млн.рублей ежегодно. Выделяемых областным правительством и муниципальными образованиями "город Гатчина" и "Гатчинский район" средств недостаточно для его надежного и бесперебойного функционирования, учитывая постоянный рост цен на горючее и комплектующие.
Систему здравоохранения в городе образуют: стационар Гатчинского ГРТМО (652 койки), детская и взрослая поликлиники, стоматологическая поликлиника, женская консультация, пять отделений врачей семейной практики, станция скорой помощи, стационар и поликлиника Узловой больницы Октябрьской железной дороги, госпиталь. Эти учреждения работают как в условиях бюджетного финансирования, так и в системе обязательного медицинского страхования. Развита и система платных медицинских услуг широкого профиля. Обеспеченность населения на 10000 человек врачами - 41,8, средним медицинским персоналом - 80,5, стационарными койками - 8,8 на 1000 жителей (областной показатель - 9,5). С 2000 года ГРТМО придан статус клинической больницы. В последние годы появилась тенденция к росту таких заболеваний, как туберкулез, вирусный гепатит "В" и "С", наркомания. На 01.09.2000 зарегистрировано 44 ВИЧ-инфицированных. В 2000 году из-за низкой заработной платы при высокой интенсивности труда наметился отток медицинских кадров.
Сфера науки и образования располагает 5 научно-исследовательскими институтами (или их филиалами), одним высшим учебным заведением и 3 филиалами, педагогическим колледжем, 4 профессионально-техническими учреждениями, 11 общеобразовательными школами, в том числе 3 негосударственные и 16 муниципальных дошкольных учреждений. В общеобразовательных учреждениях реализуются все 12 образовательных программ, среди которых: лицейская, гимназическая, углубленного изучения отдельных предметов, базовая, коррекционно-развивающая. Увеличение количества детей с нарушениями зрения, речи, опорно-двигательного аппарата заставляет дошкольные и школьные образовательные учреждения уделять большее внимание учебно-воспитательному процессу, направленному на коррекцию отклонений в умственном и физическом развитии детей. Для этих целей открыты 4 специализированных детских сада, 9 логопедических групп и 5 групп для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. По заключению городской медико-психологической комиссии в обучении по программе вспомогательной школы нуждаются 28 детей города. Численный состав учащихся образовательных школ остается постоянным - на уровне 10500 учащихся. Однако число учащихся I ступени за последние 5 лет сократилось на 30%, и сохранение контингента идет за счет увеличения приема учащихся на III ступень обучения (рост на 60%) и на II ступень (рост на 10%). Растет количество учащихся, проживающих на территории Гатчинского района. В городе сложилась система стимулирования достижений учащихся и творческой деятельности педагогов. Тем не менее идет отток педагогических кадров и технического персонала в Санкт-Петербург и в другие отрасли. Тревогу вызывает старение педагогических кадров. Материально-техническая база большинства школ не соответствует достигнутому уровню образовательного процесса. Растет число несовершеннолетних, зарегистрированных в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений. Происходит отток детей из дошкольных учреждений.
Резко увеличилось количество подростков и молодежи с девиантным поведением, возросло употребление в молодежной среде наркотиков, алкоголя, табака. Город не обладает достаточными финансовыми ресурсами для организации эффективной работы с подростками в трудной жизненной ситуации. Изменение ценностных ориентиров повлекло за собой разрушение системы патриотического воспитания, ухудшение нравственного здоровья молодежи.
В городе существует широко развитая сеть учреждений культуры, обладающая высокопрофессиональным кадровым потенциалом. Активно практикуется межмузейное сотрудничество, налаживаются межрегиональные и международные связи. Важную роль сыграла принятая областная целевая программа развития культуры на 1996 - 2000 годы и подписание Соглашения о сотрудничестве между Министерством культуры РФ и Правительством Ленинградской области. Ежегодно в городе проводится большое количество мероприятий, в том числе Российский кинофестиваль "Литература и кино", турниры по спортивным бальным танцам, фестиваль любительских театров "Авангард и традиции", День города.
В городе успешно реализуется система адресной социальной защиты, предоставления различных видов льгот, помощи, социально-бытовых услуг и единовременных целевых выплат, функционируют два учреждения социальной сферы: Центр социального обслуживания и Дом ветеранов. На учете в Комитете социальной защиты состоит 4632 семьи, в них 6524 ребенка. Все они находятся за чертой бедности. В городе проживают 150 инвалидов-колясочников. Из-за отсутствия подъездных пандусов им затруднительно покидать свои квартиры.
Основными проблемами являются:

  • рост численности детей-инвалидов, а следовательно, целый комплекс социальных, психолого-медико-педагогических, организационных и прочих проблем по их интеграции в общество;
  • строящиеся объекты, транспорт, организация информационного обслуживания населения почти не учитывают специфических потребностей инвалидов;
  • неполное предоставление льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством в сфере социальной защиты, в том числе обеспечение льготными лекарствами;
  • устойчивая тенденция старения населения и увеличение численности одиноких пожилых людей;
  • появление качественно нового явления - скрытого социального сиротства;
  • рост числа семей "риска".

В городе разработаны и реализуются социальные программы на 2000- 2005 годы: "Старшее поколение", "Семья" и подготовлена программа "Дети-инвалиды" на 2001 - 2003 годы.
В городе 60 спортивных сооружений. Работают 4 спортивные школы и 12 спортклубов по интересам. Спортсмены города постоянно участвуют в соревнованиях и турнирах российского и международного уровня. Возрастает интерес жителей города к занятиям физической культурой.
Значительное сокращение объемов производства, происшедшее в городе, как и по всей стране, за 10 последних лет, существенным образом обострило его финансовое положение. Доходная часть бюджета в сопоставимых ценах за этот период уменьшилась в 3 - 5 раз, тогда как расходная часть бюджета увеличилась в связи с приемкой ведомственного жилого фонда и ведомственных объектов социально-культурной сферы. Это предопределяет значительный фактический дефицит бюджета.
В силу принятой в Ленинградской области методики расчета минимальных местных бюджетов развитие экономики в городе, совершенствование налогообложения и увеличение собираемости налогов в незначительной степени оказывает влияние на увеличение доходной части бюджета.
В этих условиях основным фактором стабилизации финансового положения города, источником дополнительных доходов для формирования бюджета развития, необходимого для реализации планов социально-экономического развития, является сокращение затратности во всех отраслях городского хозяйства. Исходя из структуры расходов городского бюджета, одним из основных направлений в сокращении затрат является, прежде всего, последовательное внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий и материалов во всех отраслях городского хозяйства и в социальной сфере.

3. Приоритеты развития социально-экономического комплекса.

Анализ социально-экономического положения города свидетельствует, что хозяйственный и социальный климат города находится под сильным влиянием общероссийских и региональных условий.
Учитывая многообразие проблем, стоящих перед городом, значительный объем финансирования, необходимый для их реализации, и прогноз финансовой обеспеченности города на ближайшее время, представляется целесообразным определить на ближайшие 5 лет следующие приоритеты:
Экономика.
С учетом имеющегося потенциала, географического положения, квалификации населения и туристических возможностей, ограниченности земельных и трудовых ресурсов экономическое развитие города Гатчины может концентрироваться вокруг следующих основных направлений:

  • Поддержка существующих промышленных предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию.
  • Строительная индустрия на базе ДСК и ССК.
  • Развитие комплекса производств высоких технологий на базе предприятий оборонного комплекса и Института ядерной физики.
  • Телекоммуникации.
  • Переработка грузов.
  • Развитие рекреационно-туристского комплекса.

При размещении новых предприятий предпочтение следует отдавать предприятиям с высокой степенью автоматизации и с более высокой заработной платой. Местные налоги, рентные платежи, тарифы на услуги муниципальных предприятий должны стимулировать ускоренное техническое перевооружение существующих предприятий, более эффективное использование имеющихся производственных и земельных ресурсов.
Городское хозяйство

  • Разработка единого градостроительного плана с учетом перспектив развития города и согласование всех необходимых ресурсов для гармоничного развития города.
  • Внедрение энергосберегающих мероприятий, материалов и технологий, при новом строительстве, реконструкции, эксплуатации зданий и инженерных сетей.
  • Поэтапный переход к экономически обоснованным тарифам для всех групп потребителей, обеспечивающим нормальное воспроизводство инженерных систем города.
  • Рекультивация городской свалки по захоронению твердых отходов, очистка водных объектов и лесопарков.
  • Замена системы обеззараживания питьевой воды: переход с жидкого хлора на гидрохлорид натрия.
  • Реконструкция и ввод новых трансформаторных подстанций и сетей 0,4 кВ в микрорайонах "Химози", "Загвоздка" и "Мариенбург".
  • Капитальный ремонт ветхого неблагоустроенного жилого фонда и предоставление жилищно-коммунальных услуг современного уровня.
  • Реконструкция приемного узла городских очистных сооружений и завершение строительства очистных ливневых вод в микрорайоне "Аэродром".
  • Завершение строительства здания № 3 по ул.Новоселов (банно-прачечный комбинат).
  • Инвентаризация и благоустройство внутридомовых территорий, озеленение микрорайона "Аэродром".
  • Перевод общественного транспорта на более экономичные виды топлива.

Социальная сфера

  • Повышение жизненного уровня всех слоев населения.
  • Ремонт зданий и инженерных сетей образовательных учреждений.
  • Переоборудование и укрепление материальной базы учреждений образования, компьютеризация и подключение школ к сети ИНТЕРНЕТ.
  • Ликвидация 2-ой смены в школах.
  • Восстановление дошкольного образования.
  • Открыть коррекционное учреждение, работающее по программе вспомогательной школы.
  • Создание системы стимулирования педагогических работников и учащихся за особые достижения.
  • Увеличение дотаций школам для организации бесплатного питания детей из малообеспеченных семей.
  • Формирование основных направлений молодежной политики.
  • Профилактика асоциального поведения среди молодежи.
  • Профилактика наркозависимости в молодежной среде.
  • Сохранение и развитие спортивного и физкультурного потенциала города, поддержка массовости занятий физкультурой и их доступности всем слоям населения.
  • Льготы при налогообложении деятельности по оказанию спортивных и физкультурных услуг.
  • Сохранение и укрепление материально-технической базы учреждений культуры.
  • Создание досугового центра на "Аэродроме" и завершение строительства спорткомплекса в "Мариенбурге".
  • Восстановление городка аттракционов.
  • Формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры.
  • Развитие службы врачей семейной практики и дневных стационаров
  • Разработка муниципальных программ по профилактике и снижению заболеваемости туберкулезом, наркоманией, СПИД.
  • Укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе оборудовать и ввести в действие молочно-раздаточный пункт детского питания для детей раннего возраста.
  • Создание Центра реабилитации для детей с ограниченными возможностями.
  • Введение в действие Центра медико-психологической и социальной помощи детям и подросткам на базе Дома молодежи.
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  • Создание дома ночного пребывания.
  • Строительство второго Дома ветеранов для одиноких и малосемейных.

4. Механизм реализации Концепции

Для решения поставленных задач необходимо осуществить комплекс мероприятий, которые позволили бы обеспечить доходы городского бюджета на уровне 200-250 млн. рублей. В качестве основных направлений деятельности для достижения этой цели считать создание условий:

  • для максимально-возможного увеличения бюджетообразующих показателей;
  • по развитию экономического потенциала;
  • по привлечению инвестиций и размещению новых производств;
  • по обеспечению и стимулированию режима экономии энергетических, водных и других ресурсов в жизнедеятельности городского комплекса;
  • по созданию фондов, образуемых предпринимателями и предприятиями для развития и поддержки конкретных направлений под контролем создаваемых для этих целей попечительских советов.

Механизм реализации задач должен включать принятие ежегодных конкретных программ по определенным в Концепции приоритетным направлениям с учетом имеющихся финансовых возможностей города на основе широкого обсуждения в городе и рассмотрения в Совете депутатов.
Участие жителей в обсуждении и реализации данной Концепции, осознание ими своей ответственности будет являться необходимым условием для достижения поставленных целей, повышения качества жизни горожан.

5.1. Обобщенные итоги анализа социально-экономической ситуации в городе
Фактор Преимущества Недостатки
1. Географическое положение
  • близость к Санкт-Петербургу;
  • близость к международному аэропорту;
  • мощный транспортный узел, пересечение железных и автомобильных дорог;
  • привлекательная природная среда.
 
2. Население
  • высококвалифицированная рабочая сила;
  • большое количество работников с высшим образованием и учеными степенями.
  • высокая доля нетрудоспособных возрастов;
  • низкая рождаемость;
  • старение населения;
  • исчерпанность местных трудовых ресурсов.
3. Земельные ресурсы и пространственная организация
  • наличие участков, пригодных для инвестиций в центре и на окраинах;
  • относительная близость промышленных зон и жилья;
  • хорошие транспортные связи между микрорайонами города.
  • недостаток свободных земельных участков для промышленного строительства;
  • ограниченность территории;
  • отсутствие банка данных по юридически чистым земельным участкам;
  • наличие промышленных предприятий в центре города и парковой зоне.
4. Экология
  • относительно благоприятная ситуация по загрязнению воздуха и воды;
  • природные резервы;
  • живописные окрестности.
  • проблемы с очисткой канализационных стоков и переработкой бытовых и промышленных отходов.
5. Жилищная сфера
  • высокая доля благоустроен-ного жилья со всеми видами коммунальных услуг;
  • наличие различных типов жилья;
  • развитая строительная индустрия.
  • относительно высокая доля жилья с большим сроком эксплуатации;
  • высокая стоимость жилья для большинства населения;
  • недостаток средств на содержание и развитие.
6. Инженерная инфраструктура
  • развитость инженерной инфраструктуры;
  • доступность средств связи.
  • относительно высокая стоимость энергоресурсов;
  • высокая изношенность муници-пальных инженерных систем.
7. Социальная инфраструктура
  • развитая культурно-образовательная среда;
    культурно-архитектурное наследие (Гатчинский дворец и парк).
  • недостаток средств на социальное развитие (бюджетные организации).
8. Экономика
  • близость к емкому рынку Санкт-Петербурга;
  • ресурсы сельскохозяйственного сырья в регионе;
  • хорошо развитая система внешнего транспорта;
  • наличие таможенного терминала;
  • потенциал промышленности и строительства;
  • туристский потенциал (историко-архитектурный ансамбль, возможности отдыха).
  • большой износ технологического оборудования;
  • недостаточность гостиничного обслуживания и инфраструктуры туризма;
  • слабая система обслуживания бизнеса;
  • недостаточная материальная база рекреации.