План развития муниципального образования п.Понтонный

Муниципальный Совет

муниципального образования п.Понтонный г.Санкт-Петербурга

196643, Санкт-Петербург, п.Понтонный, ул.А.Товпеко, 10 т. 462-40-40, т./факс 462-40-39
e-mail: sovet_pont@mail.lanck.net

 

 

ПРОЕКТ

ПЛАН

развития муниципального образования п.Понтонный

 

ВВЕДЕНИЕ

Стратегический план развития муниципального образования (МО) п.Понтонный определяет общую направленность развития поселка.

Основным содержанием стратегического плана является:

В основу стратегического плана положен принцип целенаправленности, который предполагает разработку системы целей развития муниципального образования, которая в общем случае образует иерархическую структуру, в соответствии с которой достижение некоторых частных подцелей служит средством реализации целей более общих.

Основная цель планирования развития муниципального образования – повышение качества жизни населения. Все стратегические ориентиры развития МО так или иначе связаны с повышением качества жизни населения, которое представляет собой интегральную оценку всех сторон жизни людей.

В стратегическом плане в качестве основных направлений повышения качества жизни населения выделены:

Перечисленные направления являются приоритетными, требующими первоочередного решения.

Отдельным вопросом является разработка политики взаимоотношений, поиск форм и способов взаимодействия с предприятиями и организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории МО с целью включения их в процесс комплексного социально-экономического развития МО.

Процесс планирования будущего развития муниципального образования основывается на максимальном использовании сильных сторон и развитии благоприятных возможностей. Подразумевается относительность преимуществ и недостатков. Были выделены сильные и слабые стороны МО п. Понтонный и определены благоприятные и неблагоприятные перспективы развития МО.

 

Сильные и слабые стороны МО п. Понтонный

№ п/п

Факторы

Преимущества

Недостатки

1.

Географическое положение

Загородное расположение.
Привлекательная природная среда

Периферийное положение по отношению к Санкт-Петербургу

2.

Население

Наличие большого числа квалифицированных рабочих и ИТР.

Безработица.
Высокая доля нетрудоспособных возрастов

3.

Пространственная организация

Наличие участков для реализации различных инвестиционных проектов.

Протяженное расположение поселка вдоль автомобильной и ж/д магистралей

4.

Экология

Большое число зеленых насаждений

Ж/дорога проходит по центру поселка и делит его на две части

5.

Жилищная сфера

Разнообразная жилая постройка

Наличие ветхого жилого фонда, в том числе деревянных домов. Недостаток жилья

6.

Инженерная инфраструктура

Хорошая обеспеченность водой, электроэнергией, газом. На территории поселка располагаются головные водозаборные сооружения, станция аэрации.

Высокая вероятность аварийности инженер-ных коммуникаций, непредсказуемость их последствий

7.

Социальная инфраструктура

Поселок обеспечен учреждениями образования, культуры, здравоохранения: три школы. четыре детских сада, дом культуры, подростковый клуб, поликлиника хоспис

Отсутствие средств на социальное развитие и укрепление материальной базы. Недостаточное качество услуг, предоставляемых учреждениями здравоохранения, образования, культуры

№ п/п

Факторы

Преимущества

Недостатки

8.

Экономика

Наличие удобного ж/д, автомобильного и водного сообщения. Большой промышленный потенциал: Средне-Невский Судостроительный завод, Усть-Ижорский фанерный комбинат, большое число предприятий разных форм деятельности

Недостаточно эффективное использование промышленного потенциала.

   

Благоприятные и неблагоприятные перспективы развития

Благоприятные возможности

Потенциальная опасность

Экономический подъем производства, сферы услуг и торговли.

Привлечение инвестиций.

Рост самостоятельности муниципального уровня.

Демографические проблемы (старение населения).

Возрастание транспортных потоков.

Ухудшение экологической обстановки.

Уменьшение самостоятельности муниципального уровня.

Нестабильность законодательства.

 

Основные направления развития муниципального образования.

Охрана здоровья населения.

Изменившаяся в последние годы социально-экономическая ситуация привела к тому, что содержание крупной поликлиники с детским отделением в поселке стало для страховой компании нерентабельным.

Неукомплектованность штатов, отдаленность от крупных стационаров и диагностических центров приводит к тому, что население не удовлетворено объемом, качеством и структурой оказываемой медицинской помощи.

Улучшить ситуацию может изменение структуры и принципов оказания первичной помощи населению. Для поселка городского типа оптимальной формой оказания медицинской помощи является создание отделения общей практики (семейной медицине).

Разработка и реализация программы по переходу поликлиники к работе по принципу семейной медицине позволит произвести реорганизация поликлиники и даст возможность сохранить ее как медицинское учреждение.

Конечной целью программы должна стать организация в поселке отделения общей практики (семейных врачей) для оказания эффективной первичной амбулаторной медицинской помощи всем жителям поселка в условиях отдаленности от городских медицинских учреждений и диагностических центров.

Совместный проект Муниципального Совета п.Понтонный и поликлиники №73 "Организация отделения общей практики" получил поддержку страховой компании и грант от института "Открытое общество".

Жилищно-коммунальная проблема.

Жилищно-коммунальная проблема является наиболее острой социальной проблемой и имеет следующие аспекты:

Отличительной чертой жилищного фонда поселка является наличие большого числа домов старой постройки (в т.ч. деревянных), требующих расселения и постановки на капитальный ремонт.

Основной задачей на ближайшие годы должно стать решение вопроса финансирования из бюджета Санкт-Петербурга капитального ремонта 4-х четырехэтажных жилых домов.

Имеется положительный опыт реконструкции и капитального ремонта жилого дома той же серии, где была произведена перепланировка квартир и надстроен еще один этаж.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны – за счет средств депутата ЗС разрабатывается проектно-сметная документация и проведено расселение одного дома.

Второе направление – малоэтажное коттеджное строительство. Наличие привлекательных земельных участков, развитая инфраструктура позволили привлечь инвесторов к данному проекту. К настоящему времени выполнены проектные работы, предполагающие размещение на площади в 4,0 га индивидуальных домов, проведена топографические и инженерно-технические изыскания.

Согласно решения инвестиционно-тендерной комиссии и распоряжения губернатора СПб №1034 в 2000 году началось освоение пятна застройки. Первый этап предполагает строительство индивидуальных жилых домов, второй – многоквартирных жилых домов.

Экологическая проблема.

Основной угрозой экологической ситуации на территории поселка, помимо наличия двух крупных промышленных предприятий, является проходящая по центру МО железная дорога.

Основными задачами, которые должны быть решены совместно с Госкомэкологией и руководством Октябрьской железной дороги являются:

В перспективе необходима разработка системы наблюдения за состоянием окружающей среды и контроля за стационарными и мобильными источниками загрязнения.

Проблемы экологии тесно связаны и должны решаться в комплексе с такими предметами ведения МО, как: защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и охрана окружающей среды.

В ближайшее время в области решения проблем экологии основным должен стать принцип, по которому "загрязнитель должен платить".

Защита социально-уязвимых групп населения.

Основными направлениями в данной области являются:

Важным элементом является содействие самоорганизациии различных групп населения. Активная работа местного совета ветеранов войны и труда уже приносит положительные результаты в таких вопросах, как распределение гуманитарной помощи малообеспеченным жителям поселка, проведении переписи ветеранов войны и труда, инвалидов.

Требует дальнейшего развития уже действующая программа по которой предприятия торговли и питания оказывают продовольственную помощь наиболее нуждающимся жителям поселка.

Основной целью политики в области социальной защиты населения является недопущение попадания наиболее уязвимых групп населения в зону крайнего социального неблагополучия.

Благоустройство и развитие территории.

Благоустройство территории муниципального образования жестко связано с фиксированными нормативами минимальной бюджетной обеспеченности на благоустройство территории и содержание дорог местного значения. В условиях дотационного бюджета, финансовые средства могут расходоваться только на текущее содержание и так называемое "латание дыр".

Планирование развития территории включает в себя два основных момента – проведение водопровода и газификация двух микрорайонов частного сектора поселка.

В 1999 году через реку в микрорайон частного сектора строится мост сметной стоимостью порядка 16 млн.руб., а в 2000 году все жители данного микрорайона остаются без воды.

Актуальной задачей на ближайшее время является включение строительства водопровода в план финансово-экономического развития Санкт-Петербурга и Колпинского административного района и финансирование данного проекта.

Обеспечение услугами торговли и бытового обслуживания.

В муниципальном образовании при вполне достаточном количестве продовольственных и непродовольственных магазинов стоит проблема отсутствия крытого рынка и предприятия бытового обслуживания населения (парикмахерская, прачечная, фотоателье и т.д.).

Проблема крытого рынка должна быть решена в ближайшее время. Имеется инвестор, проведено большинство согласований и начинается строительство многофункционального торгово-транспортного центра.

Решение второй проблемы должно быть начато с получения в муниципальную собственность здания бывшего дома бытового обслуживания.

Стратегия партнерских отношений с предприятиями и организациями.

Основной стратегической целью при построении взаимоотношений с предприятиями и организациями является их вовлечение и координация участия в комплексном социально-экономическом развитии муниципального образования.

Основой взаимоотношений с предприятиями и организациями должно стать положение, на основании которого все хозяйственные субъекты на ряду с такими основными ориентирами своего развития как повышение эффективности производства, максимизации прибыли и т.д. должны рассматривать себя как часть социально-экономической территориальной системы – активного потребителя и создателя местной среды.

Структурообразующие предприятия Усть-Ижорский фанерный комбинат, Средне-Невский судостроительный завод, большое число производственных и торговых организаций должны играть значительную роль в решении проблем муниципального образования реализации программ социально-экономического развития поселка.

Первоочередной задачей является определение места и роли конкретного предприятия в общей концепции развития МО.

 

Сфера интересов МО в отношении предприятий и организаций

Роль предприятия (организации)

Сфера интересов МО

Производство продукции.

Реализация продуктов, товаров, услуг.

Обеспечение занятости населения.

Обеспечение населения товарами, услугами.

Плата налогов, штрафов, арендная плата.

Укрепление финансовой основы МО.

Участие в инвестиционных проектах.

Привлечение средств для решения местных проблем.

Решение социально-бытовых проблем.

Предоставление социально-бытовых услуг работникам предприятия и членам их семей.

Социальная поддержка пенсионеров– бывших работников предприятия.

Благоустройство и озеленение территории.

Использование природных, трудовых и иных местных ресурсов.

Решение экономических проблем.

Использование социально-экономического потенциала территории МО.

 

Основой взаимоотношений с предприятиями должны стать двусторонние договора о социальном партнерстве. Согласно договору Муниципальный Совет и предприятие – "Социальный партнер" наделяются правами и обязанностями.

Предприятие согласно договора привлекается к решению социально-экономических проблем поселка и участию в программах развития территории МО. Участие предприятия может выражаться как в финансировании отдельных программ, так и в передаче материалов и оборудования под конкретные проекты.

Взаимоотношения с предприятиями должны строится таким образом, чтобы как можно более эффективно использовать в интересах поселка потенциальные возможности предприятия или организации.

Предприятия, в свою очередь, заинтересованы в налаживании взаимоотношений с органами местного самоуправления, так как они сталкиваются с проблемами, решение которых в сотрудничестве с местной властью может быть более эффективным и быстрым.

Кроме того, немаловажным фактором для социальных партнеров – предприятий – является фактор рекламы, которую в соответствии с одним из условий договора о социальном партнерстве обеспечивает муниципальный Совет.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стратегический план развития МО рассчитан на длительный срок, который мы оцениваем в 5-7 лет.

Каждое конкретное его направление имеет самостоятельные адресные программы, которые будут выполняться за счет собственных и привлеченных средств.

По мере накопления опыта, эти программы будут дополняться и уточняться, координироваться друг с другом.

При реализации стратегического плана ожидается существенное изменение в росте социального, культурного и жизненного уровня населения МО.