Рабочий вариант стратегического плана развития МО "Тихвинский район Ленинградской области"

 

Рабочий вариант основных положений
Стратегического плана развития
МО "Тихвинский район Ленинградской области"

(для проработки в тематических комиссиях на 1 этапе разработки Стратплана)

г. Тихвин 2001

 

  1. ОБЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

1.1. Показатели качества жизни населения

Уровень номинальных и реальных доходов населения.

Номинальная среднемесячная заработная плата в районе за 6 месяцев 2000 года составила 1349,3 руб., что на 42,2 % больше, чем за аналогичный период 1999 года,

Однако уровень зарплаты остается одним из низких в Ленинградской области (средняя по области за 6 месяцев составила - 2111,3 руб.) , т.е. 63,9 % от среднеобластного уровня.

Среднемесячная заработная плата за этот же период:

в промышленности – 1477,1 руб. или 48,5% от средней по области (3045,8 руб.)

в сельском хозяйстве – 1133,9 руб. или 57% от средней по области (1667,0 руб.)

Просроченная задолженность по заработной плате в целом по району за 9 месяцев составляет 30,63 млн.руб., за соответствующий период прошлого года - 48,8млн.руб.

Показатель индекса потребительских цен в районе за тот же срок увеличился на 17,7 %

Прожиточный минимум на сентябрь 2000 года составляет:

мужчины (16-59 лет) - 1386,1 руб.

женщины (16-54 года) -1186,51 руб.

для пенсионеров - 804,86 руб.

подростки (7-15 лет) - 1169,95 руб.

дети ( младше 7 лет) - 807,41 руб.

Таким образом, средняя заработная плата лишь незначительно превышает прожиточный минимум взрослого трудоспособного человека.

Бюджетная обеспеченность на одного человека, (данные за 1999 год)

по доходам 1643,6 руб./чел., или 77,7% от среднеобластного уровня ( 2114,8 руб./чел.)

по расходам 1626,6 руб./чел., или 79% от среднеобластного уровня ( 2056 руб./чел.)

По показателям бюджетной обеспеченности на душу населения, как по доходам, так и по расходам, мы находились на 24 месте из 29 муниципальных образований области.(1999год.)

Занятость населения.

Уровень безработицы на 1.10.2000 года составил 3,8%. Среди безработных большинство составляют женщины - 70% от общего числа безработных.

доля среди безработных наиболее активной части населения – молодежи - 21%.

При этом численность официально зарегистрированных безработных снизилась с начала года на 50%, с 7,7% до 3,8% экономически активного населения (на учете в ОЗН состоит 1686 безработных).

Число безработных на одно вакантное место – 3 человека,

Средний срок пребывания без работы составил 8,4 месяца

Однако по-прежнему уровень безработицы остается одним из самых высоких в области.

Идет сокращение занятости в основных производственных отраслях (промышленность, строительство, сельское хозяйство), что не компенсируется адекватным приростом в непроизводственной сфере.

В этом году проявилась все отчетливее тенденция поиска жителями города работы вне Тихвина, основная причина – низкий уровень средней заработной платы на предприятиях города.

Некоторые специфические показатели качества жизни.

*Численность населения.

- Наблюдается некоторое сокращение общей численности населения (с 84,6 тыс. чел. в 1997г. до 83,7тыс.чел. в 2000г., при этом естественная убыль не компенсируется миграционным приростом.

Смертность превышает рождаемость более чем в 2 раза, за этот год в 2,4 раза.

В районе происходит перераспределение демографической нагрузки в пользу пожилого возраста. Доля людей пожилого возраста составила 19,5%,что пока несколько меньше чем в среднем по Ленинградской области.

* Доступность жилья и надежность функционирования жилищно-коммунального хозяйства.

Ввод в действие жилья за 1997- 1999 годы составил - 16,4 тыс.кв.м (1,9тыскв.м., 3,0тыскв.м., 14,5тыс.кв.м.)., что в сочетании с низкими показателями обеспеченности жильем характеризует ситуацию, как неблагополучную. Официально зарегистрировано (на ОАО “Трансмаш” и в администрации) стоящих на очереди на улучшение жилищных условий – свыше 2000 человек.

Бюджетные возможности по дотированию районного жилищно-коммунального хозяйства, особенно после кризиса 1998 года, резко снизились; при этом работа по эффективному использованию этих средств целенаправленно не проводится, что приводит к снижению надежности и устойчивости функционирования инфраструктуры города и района.

Оставляет желать лучшего качество предоставляемых услуг ЖКХ, в т.ч. качество питьевой и горячей воды, периодичность подачи тепла, содержание жилых домов… Эти проблемы приобрели хронический характер. Хотя отдельные интересные решения в ЖКХ за последнее время были реализованы.

* Доступность объектов здравоохранения, образования, объектов культуры, физического воспитания за последние годы не увеличилась.

Фактические расходы на содержание учреждений социальной сферы (включая учреждения образования, здравоохранения, культуры) значительно выросли, особенно после кризиса 1998 года, при меньшем увеличении соответствующих нормативов бюджетной обеспеченности, что создает острый дефицит бюджетных средств на эти цели и в отдельных случаях, чтобы поддержать существование социальной сферы население было вынуждено увеличить свои соплатежи в денежной и натуральной форме. Например, родителям приходится дополнительно оказывать материальную помощь школам. Средняя заработная плата в отраслях социальной сферы - самая низкая.

* Доступность транспортных услуг также вызывает серьезную озабоченность.

Объем перевозок пассажиров не увеличивается, а даже несколько сокращается. На рынке пассажирских перевозок единственный монополист ТПАТП. Существующая схема финансирования предприятия, через дотирование из бюджета, не создает его заинтересованности в повышении качества работы, снижении затрат; предприятие работает с хроническим убытком. В тоже время существуют препятствия для проникновения на этот рынок частных перевозчиков, в т.ч. и со стороны соответствующей службы администрации, что только консервируют неблагополучное положение. В целом объем и качество транспортных услуг не может считаться удовлетворительным.

 * Оценка бедности

В целом по Тихвинскому району число граждан с доходами ниже прожиточного минимума составило около 26 тыс. человек, что составляет 30,7%. от общей численности населения.

Из 13 тысяч семей с детьми, 8341 семья (63%) находятся за чертой бедности (среднедушевой доход ниже прожиточного минимума), 3288 семей имеют доход на 1 члена семьи ниже 3 МРОТ.

Причем в последнее время пенсионеры перестали быть ведущей группой по риску бедности (доля пенсионеров, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, уменьшилась с 98% в 1999 году до 20% в 2000 году). Значительную долю бедных составляют семьи, не относящиеся ни к какой традиционной социально-уязвимой группе.

* Экологическая ситуация

Тихвинский район относится к группе районов области с низкой степенью экологической напряженности. Экологическая проблема связана с сохраняющейся возможностью реанимирования проекта по организации в г.Тихвине производства феррохрома, в т.ч. на базе ЗАО "Центролит".

1.2. Показатели хозяйственной деятельности.

в том числе по промышленности на 9%

по отраслям промышленности:

машиностроение на 2,6%

лесная и деревообрабатывающая на 15,4%

пищевая на 14,3%

легкая на 7,7%

Рост объемов производства в отраслях лесной и легкой промышленности является устойчивым и наблюдается в последние 3 года; машиностроение (представленное заводом Трансмаш), напротив, в предшествующие годы показывало спад объемов производства.

Изменение объемов производства по основным отраслям промышленности за предшествующие 3 года (в %):

Отрасль промышленности

Объем производства в ценах 1999 г. (в %)

1997год

1998год

1999год

1.Машиностроение

100

80,1

76,3

2.Лесная и деревообрабатывающая

100

134,5

152

3.Легкая

100

130,5

181,9

4.Пищевая

100

98,7

98,7

 

Тихвинский район относится к числу районов области с развитым промышленным потенциалом, в частности по таким показателям, как количество крупных и средних предприятий, по численности работников, занятых в промышленности , что составляет 8,5% от численности работников промышленности Ленинградской области.

В то же время эффективность использования этого потенциала остается невысокой:

- удельный вес промышленного производства в областном объеме 3,4% за 1999г.

Объем произведенной продукции, приходящийся на 1 работника по данным 1999г составил 70 тыс рублей, при среднеобластном -287,2 тыс.руб.

Структура отраслей промышленности и ее изменение за последние годы могут быть проиллюстрированы следующими данными:

Отрасль промышленности

Удельный вес промышленного производства, в %

1997год

1998 год

1999год

2000год

1.Машиностроение

77,1

66,7

43,3

37,5

2.Лесная и деревообрабатывающая

9,0

14,4

38,5

30,4

3.Пищевая

7,2

8,6

12,0

13,7

4.Легкая

4,3

7,9

12,5

12,7

5.Прочие отрасли

2,4

2,4

3,7

5,7

 

За последние более чем 3 года произошло значительное перераспределение в удельном весе ведущих отраслей в экономике района, и хотя машиностроение остается по-прежнему ведущей отраслью, его удельный вес уменьшился в 2 раза, а удельный вес лесной и деревообрабатывающей, и легкой промышленности увеличился в 3 раза; пищевой промышленности в 2 раза.

Такое изменение отраслевой структуры по удельному весу произошло из-за падения объемов производства машиностроения (почти на 24% в сопоставимых ценах 1999 года) , но и благодаря росту объемов в легкой (более чем на 80%) и лесной и деревообрабатывающей промышленности (более 50%). Основные причины соответственно – кризис Трансмаша в машиностроении (в том числе и за счет неэффективного маркетинга и менеджмента) и благоприятные в целом условия для развития, а также активизация инвестиционной деятельности в отраслях лесной и легкой промышленности.

Аграрный сектор района еще не оправился от последствий экономического и финансового кризиса, однако показывает чуть заметную тенденцию к росту; 3,1% за 1999г. и 1,1 % за 9месяцев этого года.

Район относится к Восточной сельскохозяйственной зоне области, с основными направлениями специализации- мясомолочное животноводство и картофелеводство , соответственно с долей растениеводства в объеме валовой продукции- 60% и животноводства - 40%

Численность занятых в аграрном секторе сокращается и на 1.10.00г. составляет - 1836чел. с 2089 чел. на 101.1997г. Удельный вес занятых в сельском хозяйстве района в численности занятых сельском хозяйстве Ленинградской области(1999г) составляет- 3,5 %; Район производит при этом 1,8 % от областного объема производства молока , и 3.1 % от областного объема производства картофеля - (данные 1999г). Эффективность сельскохозяйственного производства, выражаемая показателями урожайности составляет по картофелю - 125 ц./га, по надоям молока - 2208 кг., что ниже среднеобластных значений этих показателей, которые составляют по картофелю - 168 ц/га, по молоку 4248 кг., (также 99г.).

Низка степень вертикальной интеграции предприятий сельскохозяйственного сектора ( производство- переработка - реализации). В настоящее время предпринимаются попытки такой интеграции на базе САО "Тихвинское" в рамках концерна "Колибри". Эффективность этих мероприятий можно будет оценить спустя некоторое время.

Среди крупных и средних предприятий, число работающих с прибылью за 9 месяцев возросло с 29 до 31, убыточных наоборот уменьшилось с 21 до 19.

Наиболее прибыльными отраслями в промышленности остаются лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность.

Такой ситуации в немалой степени способствовал и созданный в муниципальном образовании благоприятный инвестиционный климат.

Комплекс мер муниципальной поддержки инвесторов включает как принятые Районным Советом законодательные акты, так и активную позицию комитета по экономике администрации, в том числе:

Наиболее активно осуществляется инвестиционный процесс в лесной и деревообрабатывающей и легкой промышленности. Среди наиболее крупных инвесторов : ООО "Комацо", ООО "Сканвоквер", ОАО "Сосна", ЗАО "Русский лес", ЗАО "Сокол-350". Общее количество созданных ими рабочих мест уже составило более 500. Подписанное недавно Соглашение со шведской фирмой "Сведвуд", входящий во всемирно известный концерн IKEA, предполагает строительство мебельной фабрики в Тихвине в 2001г. Объем инвестиций первого этапа проекта- 10млн. долларов, количество создаваемых рабочих мест-340, предполагаемые поступления в местный бюджет с пуском фабрики- более пяти миллионов рублей в год.

Во многом именно благоприятный инвестиционный климат способствовал диверсификации экономики города, динамичному развитию отраслей легкой пищевой промышленности и лесного комплекса.

1.3. Ресурсы и условия социально-экономического развития района.

Нынешнее положение Тихвинского района, в его сравнении с другими регионами, может быть охарактеризовано сочетанием сильных и слабых сторон, создающими благоприятные возможности или потенциальные опасности для развития района

Основные сильные стороны Тихвинского района, те, которые могут способствовать укреплению его позиций во внутрироссийском и региональном (Северо-Запад) рынке разделения труда связаны с:

Наиболее полное использование этих преимуществ реально в контексте определенных благоприятных внешних возможностей:

Существенно сдерживают развитие города и района и должны быть, по возможности, нивелированы в процессе развития следующие недостатки, слабые стороны, Тихвинского района:

Частично перечисленные недостатки, при достаточно умелом и нетривиальном подходе к их решению могут быть обращены в преимущества и использованы в качестве стимула для развития и привлечения внешних средств.; например, реконструкция исторической части города.

В целом работа и властных структур и всей активной части местного сообщества в ходе реализации программы развития района должна строится на усилении благоприятных факторов, способствующих развитию города и укреплению его конкурентных преимуществ и сведении к минимуму недостатков.

 

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТИХВИНСКОГО РАЙОНА

Главная цель развития района - стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения, понимаемое, в том числе, как наличие хорошей работы и достойной заработной платы, гарантированные качественные услуги здравоохранения и социального обеспечения, хорошее жилье, широкие возможности образования, культурные досуговые возможности, общественная безопасность и т.п.

Базой стабильного улучшения качества жизни должна стать эффективная экономика, в которой постоянное повышение производительности труда сопровождается расширением рынков сбыта и возникновением новых продуктов и услуг, что позволяет сохранять высокую занятость.

Меры поддержки экономики и становление рынка создадут необходимые стимулы к труду, расширят занятость и потребление, позволят осуществить экономический рост, . Для тихвинцев особую ценность представляют и культурные составляющие качества жизни, гуманизация среды, воссоздание и сохранение богатого исторического наследия, рост свободы выбора во всех сферах. Для улучшения материальных индивидуальных составляющих качества жизни важно обеспечить рост экономики, приводящий к росту доходов и жителей, и бюджета района. А для развития неэкономических составляющих, в формировании которых большую роль играет использование общественных средств, необходимо гарантировать эффективное расходование средств местного бюджета. Поэтому главная цель может быть разделена на две подцели второго уровня:

а) повышение доходов и занятости за счет роста экономики

б) улучшение общих условий жизни за счет повышения эффективности расходования бюджета района.

На поддержку перспективных преобразований , определяемых намеченной главной целью и двумя ее подцелями, ориентированы предлагаемые в программе основные (или стратегические) направления в развитии района, а также укрупненные задачи и основные мероприятия, которые способствуют достижению поставленных целей.

2.1. Первое направление развития района. - Формирование благоприятного хозяйственного климата.

Под хозяйственным климатом понимается комплекс экономических и административных условий для хозяйственной деятельности, который включает условия выхода на рынок, налоговый и инвестиционный климат, доступность подготовленной рабочей силы и т.п., и оказывает определяющее воздействие на развитие деловой активности в районе. Именно он определяет инвестиционную привлекательность экономики района в области и в стране. В этой связи задача района как можно дальше продвинуться по пути формирования правовой конкурентной среды на рынках товаров, капитала, труда. Это направление должно вывести Тихвинский район на одно из первых мест по инвестиционной привлекательности, сделать район максимально удобным для законной экономической деятельности. Хозяйственный климат должен стимулировать экономический рост и стать главным фактором привлечения ресурсов и инвестиций в Тихвинский район. Необходимо максимально раскрепостить все здоровые силы в экономике, дать свободу честной конкуренции, рыночным регуляторам, минимизировать на местном уровне налоговое бремя, поддержать новый и малый бизнес, обеспечить безопасность предпринимательства.

В связи с этим, первое направление включает действия по достижению следующих целей и решению соответствующих им задач.

Цель 1 .Создание и поддержание благоприятного инвестиционного климата в районе.

Задачи:

1.1. Совершенствование нормативной базы местного законодательства в сфере поддержки инвестиционной деятельности.

1.2. Отбор и продвижение отдельных инвестиционных проектов на основе оценки их бюджетной эффективности.

1.3. Планомерная реклама и пропаганда инвестиционной привлекательности Тихвинского района в средствах массовой информации, специализированных изданиях, выставках и т.п.

Реализация мероприятий данного раздела позволит эффективно добиваться привлечения инвестиций в экономику района, которые сегодня являются основным двигателем развития экономики, и в конечном итоге, создания новых рабочих мест, увеличения поступления налогов в местный бюджет.

Законодательная база должна предусматривать создание режима наибольшего благоприятствования для инвесторов. В рамках такого режима целесообразным следует считать предоставление льгот по местным налогам инвесторам, осуществляющим вложение в основной капитал, создание новых прогрессивных технологий и основных фондов, организацию новых рабочих мест, обеспечивающих достаточно быструю окупаемость вложенных средств и дополнительные налоговые поступления в местный бюджет, в отраслях экономики, являющихся приоритетными для района и на основе оценки бюджетной эффективности проектов.

Такая практика у нас уже есть, на основе Решения Тихвинского районного Совета депутатов № 118 "Об инвестиционной деятельности" заключены договора об осуществлении инвестиционной деятельности с тремя предприятиями, общим объемом инвестиций до 120 млн. руб., количеством вновь создаваемых рабочих мест - 700,

объемом дополнительных налоговых поступлений в местный бюджет более 2млн.руб. ежегодно.

В дальнейшем, в связи с вступлением в силу части второй Налогового кодекса, представляется целесообразным сохранить практику предоставления налоговых льгот инвесторам, внеся соответствующие изменения в местное законодательство.

Однако, при предоставлении налоговых льгот следует проводить тщательную оценку предлагаемых инвестиционных проектов с точки зрения сроков их окупаемости и реальной бюджетной эффективности.

Хорошо себя зарекомендовала и следует продолжить практику оказания помощи инвесторам в подборе свободных производственных площадей, в том числе неиспользуемых другими предприятиям района.

Отдельные мероприятия, проведенные экономической службой по формированию и продвижению имиджа Тихвина, как инвестиционно - привлекательной территории, показали свою необходимость и результативность. Среди уже проведенных работ:

подготовка и издание ( целиком за счет внебюджетных средств) представительского буклета об инвестиционных возможностях Тихвинского района, участие в международных программах (по линии Европейского союза - Трансмаш- ХХI век), ряде социальных программ и программ по коммунальному хозяйству, участие в международных и всероссийских выставках, проводимых в России, интенсификация экономических связей с городами- побратимами и даже подготовка собственного сайта города в Интернет.

Зачастую эти мероприятия не требуют затрат бюджетных средств, но играют решающую роль в привлечении внешних инвестиций.

Цель 2. Ликвидация препятствий для предпринимательской деятельности, формирование активной конкурентной среды, создание равных условий для всех хозяйствующих субъектов.

Задачи:

2.1. Снижение барьеров развития предпринимательства. (Разработка и реализация системы мер по снижению административных и экономических барьеров предпринимательской деятельности).

2.2. Установление единых принципов предоставления льготных режимов хозяйствующим субъектам.

2.3. Конкурсное распределение муниципальных заказов и ресурсов. (Принятие, уже подготовленного нами пакета нормативных документов, гарантирующего равнодоступность для всех хозяйствующих субъектов муниципальных заказов на продукцию и услуги и находящихся в распоряжении муниципального образования ресурсов).

2.4. Содействие созданию добровольных объединений предпринимателей. Формирование у предпринимателей и потребителей установок и норм поведения, соответствующих цивилизованным рыночным отношениям.

2.5. Использование системы мониторинга показателей, характеризующих состояние хозяйственного климата в районе, в т.ч. уровень барьеров (препятствий) для предпринимательской деятельности. Сравнение их с аналогичными показателями по другим регионам.

Реализация мероприятий этого блока должна способствовать ликвидации препятствий для законной предпринимательской деятельности всех отраслей - это должно являться основной формой протекционизма со стороны властей.

Другим принципом в этой сфере должно быть создание равных условий для всех хозяйствующих субъектов путем отмены льгот, в том числе налоговых.

Такое положение будет способствовать развитию между производителями рыночной конкуренции взамен бюрократического торга за привилегии. Протекционистские меры, так же как и льготы по налогам, поддерживают на плаву неэффективно работающие предприятия и сдерживают развитие конкуренции.

Одним из наиболее сложных препятствий может стать необоснованное завышение тарифов естественными монополистами, что может лишить конкурентных преимуществ все отрасли. Как приоритетная задача поэтому становится обеспечение равнодоступности услуг естественных местных монополий и исключение ущемления интересов потребителей их продукции и услуг.

Принцип равнодоступности должен быть применен и при распределении муниципальных заказов и осуществлении закупок из бюджета. Для того необходимо провести работу по принятию соответствующих нормативных документов (такой пакет нами подготовлен) и системы информирования о распределяемых и предоставляемых городом заказах и ресурсах и о порядке участия в конкурсных процедурах для их получения. Требуют отладки и методы взаимодействия хозяйствующих субъектов с регулирующими и контролирующими службами и органами. В конечном итоге район может только выиграть в развитии экономики, предложив ясные, простые и четкие правила хозяйственной деятельности на своей территории.

Цель 3 Создание благоприятных условий для развития малого бизнеса.

Задачи:

3.1. Совершенствование местной нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства

3.2. Развитие инфраструктурфы поддержки малого предпринимательства.

3.3. Оказание финансово- имущественной поддержки развитию малого бизнеса.

3.4. Развитие и поддержка народных промыслов и ремесел.

* На сегодняшний день в сфере малого предпринимательства в районе занято около 5000 человек. Это работающие на малых предприятиях и частные предприниматели- физические лица. Малый бизнес производит 15% от общего объема производства продукции и услуг в районе и примерно такова же его доля в общем, объеме налогов, поступающих в местный бюджет.

В отраслевой структуре предприятий малого бизнеса, наибольшую долю составляют предприятия промышленности- 33,3%, торговли и общественного питания- 30%, строительства-18,8%.

Для нашего района, в экономике которого в предыдущие годы доминировало градообразующее предприятие, интенсивное развитие малого предпринимательства - один из главных путей подъема экономики, повышение жизненного уровня населения, формирование здорового среднего класса. Мы должны решительно менять свое отношение к малому бизнесу как к чему-то второстепенному. Малое предпринимательство в развитых странах это не только предпринимательство в сфере торговли и обмена, но, в значительной степени, в высокотехнологичных отраслях, в сфере предоставления самых различных услуг. Поэтому реструктуризация крупных предприятий должна и неизбежно будет сопровождаться созданием узкоспециализированных, гибко реагирующими на рыночную коньюктуру, имеющих низкие издержки производства малых предприятий.

Вместе с тем, сфера малого бизнеса , отличается повышенной степенью риска и поэтому нуждается в определенных мерах поддержки со стороны властных структур всех уровней. У нас есть некоторый положительный опыт в этом плане, который мы намерены развивать и совершенствовать в дальнейшем, в том числе, и с активной помощью со стороны самих предпринимателей, здесь могут значительную роль сыграть неформальный объединения представителей малого бизнеса.

Сегодня поддержку предпринимательства в Тихвинском районе осуществляют три структуры: комитет по экономике и природопользованию администрации, автономная некоммерческая организация "Учебно-деловой центр" и некоммерческая организация "Фонд экономического развития и поддержки малого предпринимательства Тихвинского района". Учебно-деловой центр оказывает, в основном, услуги по бизнес консультированию и обучению предпринимателей. Задачей Фонда экономического развития является предоставление микрокредитов, финансовая и имущественная поддержка малого предпринимательства. Значительное время с момента создания фонда ушло на формирование его первоначальных активов , так как не использовалось прямое бюджетное финансирование. В настоящее время активы фонда составляют более 2 миллионов рублей. За последние два года фонд профинансировал более 30 инвестиционных проектов, при размерах кредитов от 10 до 200 тыс.рублей, сегодняшняя проблема для фонда - понижение ставок кредитования, для того чтобы сделать такие кредиты более доступными. Фонд также пытается оказывать поддержку путем венчурного кредитования малого бизнеса, выступая на стадии создания новых предприятий владельцем части их уставного капитала. Мы предполагаем дальнейшее развития этого направления помощи малому бизнесу. Интересна идея создания бизнес инкубатора для начинающих предпринимателей по опыту г. Волхова.

Могли бы содействовать развитию малого предпринимательства и такие меры, как :

* Поддержка в развитии народных промыслов и ремесел рассматривается нами как эффективное средство самозанятости населения , а с другой стороны как способ возрождения традиций народной культуры и творчества, эффективное средство обращения к своим истокам, воспитания любви к родному краю.

Мы считаем, что нужна отдельная муниципальная программа по поддержке и развитию этого вида деятельности. Необходимо предусмотреть доработку и реализацию проекта создания "Центра народных промыслов и ремесел".

Цель 4. Повышение эффективности управления муниципальной собственностью. Формирование рынка недвижимости.

Задачи:

4.1. Создание комплексной системы управления муниципальной собственностью

4.2. Повышение эффективности функционирования и инвестиционной привлекательности муниципальных предприятий.

4.3. Совершенствование нормативной базы рынка недвижимости в районе.

* В настоящее время в районе отсутствует целостная концепция управления муниципальными объектами, направленная на:

Местный бюджет также недополучает значительный объем денежных средств в силу несогласованной ценовой политики и регламента использования муниципальными предприятиями денежных средств, полученных в результате коммерческой эксплуатации находящихся у них на балансе объектов недвижимости.

Необходима четкая классификация объектов недвижимости (муниципальный жилой фонд и объекты инфраструктуры; муниципальные социально-значимые объекты; муниципальная недвижимость, использование которой ведется в коммерческих целях) и соответствующее построение системы управления для каждого типа недвижимости.

Основной целью управления социально-значимой недвижимостью является - снижение фактических затрат местного бюджета на ее содержание путем оптимизации расходов при обеспечении нормального функционирования данных объектов.

Основной целью управления коммерческой недвижимостью является:

Целями создания системы управления муниципальной недвижимостью в целом следует считать:

* Важным элементом в такой системе должна быть задача повышения эффективности работы муниципальных предприятий, которая пока еще решается откровенно слабо.

Решая эту задачу мы должны исходить из следующего принципа, связанного с хозяйственной деятельностью муниципалитетов в целом и муниципальных предприятий в частности. Суть его - в постепенном отказе органов местного самоуправления от масштабного участия в экономике, в том числе и путем создания собственных предприятий, а состоящий в создании и развитии условий для активного функционирования частных предприятий, развития конкуренции на рынке частных услуг как способа эффективного оздоровления экономики. Хотелось бы зафиксировать свою позицию по 3 наиболее важным вопросам относящимся к деятельности муниципальных предприятий:

а) по вопросу создания муниципальных предприятий , следует исходить из того, что такое создание будет эффективным при одновременном наличии следующих условий:

и при этом соблюдаются принципы:

б) реформа системы финансирования деятельности существующих муниципальных предприятий. Существующая система финансирования большинства муниципальных предприятий основана на дотировании, направленным на покрытие убытков, связанных с разницей в цене между реальной стоимостью предоставляемых услуг и установленными тарифами их оплаты потребителями( водоснабжение, теплоснабжение, канализация и др.), а также на прямой оплате из средств местного бюджета работ по благоустройству территории( освещение улиц, строительство ремонт и содержание пешеходных и автомобильных дорог, озеленение, вывозка и переработка бытовых отходов и т.п.) При такой системе об эффективности использования бюджетных средств не может быть и речи. Более того она не является и социально справедливой, так как в результате дотируются все слои населения независимо от уровня их доходов.

Основными направлениями совершенствования системы финансирования муниципальных предприятий, в этой связи должны быть:

Главная задача органов муниципальной власти - перевод муниципальных предприятий из "снисходительной" к ним ( но не к потребителям) "семейной" бюджетной среды в достаточно жесткие рыночные условия. В конечном итоге, власть должна отстаивать интересы населения, а не муниципальных предприятий.

в) необходимость изменения организационно-правовой формы муниципальных предприятий, в том числе преобразование унитарных предприятий в открытые акционерные общества со 100% участие муниципалитета, без установления каких либо обязанностей и сроков последующей продажи акций частным владельцам. Это создаст условия повышения управляемости, инвестиционной привлекательности, большей финансовой прозрачности, создания условий для конкуренции, усиления контроля, в том числе через Наблюдательные советы, за результатами деятельности предприятий. Должна быть разработана программа преобразования муниципальных предприятий в другую организационно-правовую форму, с учетом объективных потребностей и возможностей.

* Совершенствование нормативной базы рынка недвижимости в районе предполагает необходимость формирования рыночной инфраструктуры, рационализацию процедур в сфере недвижимости. В первую очередь это упрощение порядка согласования проектов застройки, расширение предложения земельных участков, обеспечение гарантий прав собственности. Важно также обеспечить регламентированный, по возможности свободный доступ к информации о пользовании земельными участками и недвижимостью.

Цель 5. Развитие рынка труда , создание условий для изменения и повышения квалификации.

Задачи:

5.1. Укрепление системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров

5.2. Создание благоприятной информационной среды для функционирования рынка труда.

В той части хозяйственного климата , которая определяет состояние рынка труда и мобильность рабочей силы, основные действия связаны с укреплением системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, с целью повышения конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в соответствии с потребностями работодателей. Это касается как среднего специального так и высшего образования.

 

2.2. Второе направление развития района - Содействие развитию профильных отраслей экономики, имеющих в Тихвинском районе наилучшие возможности для развития.

Для устойчивого экономического развития города и района, важно, чтобы в нем сформировались и получили развитие отрасли наиболее эффективно использующие имеющийся потенциал района (природный, технический, кадровый и др.), т.е. являющиеся профильными для нашего района и которые к тому же оказались наиболее конкурентными на региональном , а возможно и российском и международном рынке разделения труда.

На наш взгляд Тихвин и район имеют несколько групп отраслей которые являются профильными и смогут обеспечить конкурентоспособность на вышеуказанных рынках и стать основой развития его экономики . К числу таких ключевых отраслей могут быть отнесены:

а) Машиностроение, которое еще недавно доминировало, но и сейчас несмотря на длительный спад занимает лидирующее положение в экономике района.

Завод Трансмаш - крупнейшее предприятие транспортного машиностроения Северо- запада не так давно почти целиком определял "промышленное лицо" города. Сегодня это предприятие переживает затяжной кризис. Здесь не представляется уместным анализировать его причины. В целом наша сегодняшняя позиция в отношении Завода Трансмаш и перспектив развития машиностроительной отрасли может быть выражена в следующем:

б) Лесная и деревообрабатывающая отрасль. Включение этой отрасли в число профильных обусловлено как тем, что район обладает одним из самых крупных сырьевых потенциалов в Ленинградской области (расчетная лесосека более одного миллиона кубометров) так и имеющейся развитой лесопромышленной базой. Она представлена как старейшим на северо-западе предприятием - ЗАО "Комплексный леспромхоз", так и более молодыми но успевшими нарастить свою техническую базу : ЗАО "Русский лес" и ОАО "Сосна".

Свою задачу в этой отрасли мы видим в поддержке усилий и создания благоприятных условий для предприятий, вкладывающих средства в развитие мощностей по глубокой переработке древесины. Это позволит занять более прочные конкурентные позиции в данной отрасли и обеспечит как дополнительные рабочие места более высокой квалификации, так и дополнительные доходы для района. Такие надежды мы связываем как с действующими предприятиями, так и с проектом шведской фирмы "Сведвуд" по строительству мебельной фабрики в Тихвинском районе. При этом меры поддержки должны быть одинаково доступны всем предприятиям.

В лесопромышленном комплексе района существуют проблемы, связанные с криминализацией в этой отрасли среди части мелких предприятий, связанные с незаконным порубом древесины, сокрытием доходов от налогообложения.

В районе свыше 60 предприятий, имеющих лицензию на лесопользование, но только 6 из них имеют договора на долгосрочную аренду лесного фонда. Необходимо, на наш взгляд, подготовка законодательной инициативы по ограничению лицензирования заготовок.

Необходима целенаправленная программа совместных действий по повышению активности соответствующих властных структур, правоохранительных и налоговых органов, по привлечению к ответственности виновных в нарушении законодательства предпринимателей и предприятий, занятых в лесной отрасли.

* Легкая и пищевая отрасли промышленности.

Эти отрасли в начальный период развития рыночной экономики являются потенциально наиболее способными к динамичному развитию, поскольку имеют сравнительно невысокую капиталоемкость, короткое время оборота капитала, платежеспособный потребительский рынок, более короткие сроки окупаемости капиталовложений.

Профильность этих отраслей для Тихвинского района определяется и уже накопленным потенциалом и опытом создания у нас таких производств и избыточным предложением женского труда. Экономическая политика местной власти должна быть и в дальнейшем направлена на поддержку инвестиционной активности предприятий этой отрасли, тем более, что и действующие предприятия ( ООО "Комацо", ООО "Сканвоквер", ОАО Тихвинский молочный завод", ОАО " Тихвинский мясокомбинат") на сегодня демонстрируют способность и желание к дальнейшему развитию и расширению производства. Менеджмент большинства из этих предприятий находится на высоком уровне.

* Сельское хозяйство.

Сельское хозяйство района имеет свою сложившуюся специализацию, это - мясо-молочное животноводство, а в растениеводстве, выращивание картофеля и овощей защищенного грунта. В районе работают девять крупных сельскохозяйственных предприятий, и от их успехов зависит благосостояние большей части сельского населения района, да и в определенной мере большинства горожан.

Этот сектор возможно более всех пострадавший в результате непродуманности наших реформ, требует поддержки на всех уровнях государственной власти и на местном уровне.

Содержанием политики местной власти в отношению к аграрному сектору должно являться всемерное содействие осуществлению комплекса организационных, экономических, технологических мероприятий, направленных на восстановление и развитие АПК, повышение его конкурентоспособности и экономической эффективности мероприятий.

Основные направления и механизмы осуществления этой политики нами сформулированы и мы пытаемся осуществлять их.

К их числу можно отнести:

  1. Содействие развитию, повышению конкурентоспособности, экономической эффективности сельхозпредприятий.
  2. 1.1. Оказание эффективной бюджетной поддержки сельхозпредприятиям с целью стабилизации агропромышленного производства на основе реализации региональных целевых программ программ и мероприятий местного уровня., в том числе по таким направлениям как:

    а) повышение плодородия почвы ( приобретение торфа, минеральных удобрений, средств химической защиты растений)

    б) поддержка генофонда в растениеводстве ( приобретение семян высоких репродукций, внедрение новых сортов)

    в) помощь в комплектовании хозяйств района племмолодняком

    г) введение дифференцированного дотирования производства сельскохозяйственной продукции ( ставка дотации зависит от месторасположения района)

    1.2. Содействие внедрению новой техники и технологии путем организации льготного кредитования и лизинга.

    1.3. Содействие созданию условий и поддержка кооперации и вертикальной интеграции предприятий агропромышленного комплекса

  3. Содействие развитию фермерских хозяйств.
  4. 2.1. Совершенствование нормативно-законодательной базы по поддержке фермерских хозяйств на муниципальном уровне; внесение предложений по совершенствованию нормативно-законодательной базы по поддержке фермерских хозяйств на региональном уровне.

    2.2. Оказание финансово-имущественной поддержки фермерским хозяйствам, путем:

    -содействия включению в региональные программы поддержки фермерских хозяйств,

    - прямой имущественно -финансовой поддержки на местном уровне

    2.3. Популяризация и освещение деятельности фермерских хозяйств, в том числе через местные СМИ, в т. ч. с целью привлечения жителей сельской местности в этот сектор экономики

  5. Развитие инфраструктуры поддержки сельхозпроизводителей всех форм собственности.
  6. Развитие альтернативных видов сельскохозяйственной деятельности, не относящихся к основной специализации в районе ( напр. рыбоводство).

* Развитие предприятие использующих местные природные ресурсы, в т.ч.

( с использованием торфа - твердое топливо; переработка дикорастущих ягод, плодов;

с использованием сапропеля и т.п.)

* Развитие туристической отрасли.

Цель политики местной власти в отношении туризма - содействие созданию в районе туристско - рекреационного комплекса и превращение его в дальнейшем в одну из отраслей экономики.

Основные направления и меры достижения этой цели могут быть следующими:

  1. Содействие формированию современного рынка туристических услуг в районе.
  2. 1.1. Обследование местных туристских ресурсов, объектов размещения и питания с последующим содействием развитию этих объектов.

    1.2. Разработка перечня наиболее значимых для Тихвинского района историко-культурных событий, спортивных соревнований, фестивалей, выставок, ярмарок, конкурсов и т.п., их туристическое освоение.

    1.3. Разработка и реализация муниципальной целевой программы "Развитие туризма и рекреации в Тихвинском районе"

  3. Формирование механизма привлечения инвестиций в туристско-рекреацинную отрасль и поддержка фирм занимающихся въездным туризмом.
  4. 2.1. Формирование базы данных инвестиционных проектов и последующее их сопровождение.

    2.2. Разработка и реализация механизма (мер) поддержки организаций, работающих в сфере въездного туризма и рекреации, в т.ч. мер, связанных с льготным налогообложением.

    2.3. Развитие международного сотрудничества в сфере туризма в рамках побратимских связей, а также международных программ "TACIS", ,"INTERREG".

  5. Развитие системы рекламно -информационного обеспечения туристической деятельности.

3.1. Дальнейшее совершенствование и активизация практики презентации туристских возможностей "Тихвинского региона (рекламные туры, участие в выставках, организация научно практических семинаров и конференций, конкурсов, освещение в СМИ, специализированных изданиях).

 

2.3.Третье направление развития района - Улучшение среды проживания.

Цель 1. Развитие инженерной инфраструктуры. Улучшение качества услуг и повышение эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства.

Задачи:

1.1. Обеспечение бесперебойной, надежной и безопасной работы энергетического комплекса района и города. Обеспечение бесперебойной подачи тепла и воды потребителям, повышение качества питьевой воды

1.2. Уменьшить удельное потребление энергетических и водных ресурсов.

1.3. Улучшение состояния дорожного покрытия.

1.4. Улучшение качества и объема транспортных услуг, предоставляемых населению.

1.5. Улучшение благоустройства города.

* Текущая ситуация в ЖКХ:

Доля расходов на ЖКХ в бюджете района составляла в 1997г.- 47,8 %, в 1998г. - 42,6 %, в 1999г- 35 %, в плане 2000г - 35 %. Для производства и представления населению жилищно-коммунальных услуг существует структура из 11 предприятий производителей ЖКУ с управляющей организацией- службой заказчика.

Уровень оплаты коммунальных услуг населением составлял на 01.01.1999г.- 33,3% ; на 01.01.2000г. - 39,6%. За 1999г предоставлено жилищно-коммунальных услуг для населения на сумму 70863 тыс.руб., предоставлено льгот населению на сумму 5459 тыс.руб., предоставлено субсидий (компенсаций) на оплату ЖКУ населению на сумму 1670 тыс.руб. В настоящее время в муниципальную собственность принят практически весь ведомственный жилой фонд

Надежная работа ЖКХ (устойчивая подача воды, тепла, электроэнергии и обеспечение других услуг) связаны во многом со стабильным финансированием отрасли, которое осуществляется из двух источников: платежи населения и поступления из местного бюджета. Государственная политика направлена на повышение доли платежей населения и сокращение бюджетного финансирования стоимости жилищно- коммунальных услуг. Повышение платы за жилищно- коммунальные услуги - достаточно непопулярная социальная мера, затрагивающая практически все населения, и естественно она должна учитывать изменение реальных доходов населения и сопровождаться эффективной адресной социальной поддержкой, что позволяет обеспечить неповышение платы за жилищно - коммунальные услуги для самых низкодоходных слоев населения.

Главная цель, которую мы ставим в ЖКХ - обеспечить устойчивость и повысить эффективность функционирования комплекса жилищно-коммунального хозяйства района для предоставления жителям качественных жилищно -коммунальных услуг по доступным ценам при обеспечении реальной адресной защиты низкодоходных слоев населения.

Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих ключевых задач:

  1. Снижение себестоимости жилищно-коммунальных услуг при сохранении качества предоставления услуг и устойчивой работы отрасли путем создания и совершенствования экономических и организационных механизмов функционирования отрасли.
  2. Достижение баланса между финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособностью потребителей за счет совершенствования тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги
  3. Повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства
  4. Сокращение бюджетного дотирования отрасли и использование высвобождающихся ресурсов на социальные цели.
  5. Повышение доли внебюджетного финансирования ЖКХ за счет средств населения при обеспечении эффективной адресной помощи низкодоходным семьям
  6. Поддержка частных инициатив в создании товариществ собственников жилья.

Мероприятия по совершенствованию работы ЖКХ должны основываться на следующих принципах:

Указанные меры носят срочный и среднесрочный характер, при этом они не только не предполагают использование бюджетных средств, но основываются на создании механизма сокращения бюджетного дотирования.

Серьезным вопросом остается совершенствование тарифной политики на услуги ЖКХ. Существующая система формирования тарифов еще во много продолжает носить затратный характер, а поэтому не заинтересовывает коммунальные предприятия в снижении издержек и приводит в конечном итоге к неконтролируемым действиям предприятий - монополистов по расходованию финансовых и материальных ресурсов. Совершенствование тарифной политики должно включать решение следующих проблем:

* Муниципальный пассажирский транспорт один из наиболее "видимых" секторов муниципального хозяйства, результаты работы которого ощущают все жители города и района. Сегодня пассажирский транспортный комплекс в районе находится в тяжелом положении. Оно вызвано общей неэффективностью перевозок муниципальным общественным транспортом( в настоящее время почти все городские и пригородные перевозки осуществляются муниципальным предприятие Тихвинским ПАТП) : действуя в рыночной среде общественный транспорт оказывает услуги не по рыночным законам. В результате сложился целый комплекс проблем:

Финансовый кризис привел к быстрому, многократному росту издержек на приобретение топлива, техническое содержание и обновление подвижного состава.

Несмотря на то, что деятельность ТПАТП дотируется из местного бюджета, существующий уровень дотаций не покрывает всех убытков предприятия.

Основные меры по улучшению ситуации на пассажирском транспорте должны быть направлены на :

- Повышение качества транспортного обслуживания , в частности за счет обеспечения устойчивой и бесперебойной работы пассажирского транспорта в районе

- Обеспечения уровня предложения услуг по пассажирским перевозкам в городе и районе, достаточного для удовлетворения транспортных потребностей населения района

- Снижения уровня дотационной зависимости

Для этого необходимо решение следующих основных задач :

  1. Определение реального размера компенсационных отчислений из местного бюджета ТПАТП, посредством обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.( что должно быть одним из условий договора об организации пассажирских перевозок на маршрутах)
  2. Развитие конкурентной среды на рынке пассажирских перевозок
  3. До настоящего времени муниципалитет даже сдерживал допуск частных перевозчиков на рынок пассажирских перевозок , ограничивая тем самым возможности развития конкурентной среды. Не отработан механизм взаимодействия муниципальных органов управления пассажирским транспортом и владельцев частного транспорта. Необходимо решительнее переходить к проведению конкурсов на право работы на маршрутах пассажирского транспорта среди владельцев автотранспортных средств всех форм собственности. И если владельцы частного транспорта , все же не в состоянии полностью решить проблему пассажирских перевозок в районе и городе, все же это позволит значительно повысить предложение услуг в этой отрасли без дополнительных затрат со стороны местного бюджета. Кроме того для ТПАТП, наличие конкуренции со стороны частных перевозчиков будет являться дополнительным серьезным стимулом повышения качества услуг.

    Организатором конкурсов- муниципальным заказчиком должен являться муниципалитет. К участию в конкурсе необходимо допускать все заинтересованные юридические и физические лица, независимо от формы собственности, получившие в установленном порядке соответствующую лицензию на право осуществления пассажирских перевозок.

  4. Необходимыми остается и решение таких задач как: оптимизация тарифов на проезд в пассажирском транспорте, повышение собираемости выручки от реализации билетной продукции, снижение объема выпадающих доходов ПАТП от перевозки льготных категорий пассажиров.

Цель 2. Реконструкция исторической части города

Задачи:

2.1. Разработка плана и программы реконструкции исторической части города.

2.2. Привлечение инвестиций для реконструкции исторической части города.

2.3. Использование реконструкции исторической части для формирования имиджа города , для реализации других целей ( в том числе экономических, социальных) его развития.

Историческая часть города, включающая в себя целый ряд историко-культурных объектов с ХУI по ХХ в.в. сама по себе представляет одно из естественных преимуществ в конкуренции с другими городами Ленинградской области.

Необходимо провести экспертизу имеющихся проектов, связанных с "исторической частью" города с привлечением как профильных Санкт-Петербургских научных и проектных учреждений, так и с широким общественным обсуждением среди жителей города. Определить полный перечень историко-культурных объектов входящий в ее состав.

Следующим этапом должна стать разработка программы реконструкции "исторической части"; при этом необходимо определить процедуры, делающие такую реконструкцию коммерчески оправданной. Проведение реконструкции также должно носить многоцелевой характер, исходя из тех функций которые может выполнять "историческая часть" города (туристическая, место отдыха, деловая и т.п.), решая в этих же рамках вопросы ее благоустройства, инженерной инфраструктуры и пр. В более общем плане проблема "исторической части" является также проблемой эффективного зонирования города (разделение его на деловую часть, городской центр, места отдыха и т.п.), в настоящее время решаемой крайне слабо.

Решения по привлечению финансирования реконструкции могут быть самыми разнообразными, хотя в большинстве своем это должны быть внебюджетные источники- от отдельных коммерческих проектов до привлечения и использования ресурсов различных фондов, в том числе и международных.

Цель 3. Улучшение состояния окружающей среды.

Задачи:

3.1. Защитить окружающую среду от неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления.

3.2. Повышение обоснованности решений в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

МО "Тихвинский район" относится к группе районов с низкой степенью экологической напряженности.

В течении 1996-2000г.г. в Тихвинском районе осуществлялись природоохранные мероприятия в соответствии с "Программой приоритетных природоохранных мероприятий по Тихвину и Тихвинскому району на 1996-2000г.г." Среди наиболее значимых: создание МП "Водоканал" установки по обезвреживанию и утилизации осадка городских очистных сооружений, прокладка коллектора хозбытовых стоков Шугозерской больницы к поселковым очистным сооружениям, разработка проектной документации на перевод котельной фирмы "Лотос" на газовое топливо.

Основными из экологических проблем остаются :

-проблема отходов

-проблема загрязнения атмосферного воздуха

-загрязнение водных объектов

Современное развитие экономики придало и некоторые специфические особенности каждой из этих проблем. Так возросшее количество несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов как в черте города, сельских населенных пунктов, садоводств, гаражных кооперативов, так и в лесу, на сельхозземлях района, в водоохранных зонах рек ,ручьев и озер выдвинуло на первое место среди экологических проблем МО- проблему размещения, захоронения, утилизации промышленных и бытовых отходов.

Основным источником загрязнения атмосферного воздуха по прежнему остаются выбросы промышленных предприятий, хотя их общие выбросы несколько снизились в последние 5лет за счет падения промышленного производства. В то же время возникла и в ближайшее время будет сохранятся тенденция увеличения доли выбросов от автотранспорта. По прежнему требует своего разрешения проблема перевода котельных города и района, работающих на угле для работы на электроэнергии, газе, деревоотходах и, возможно торфе как менее загрязняющих атмосферную среду

В решении проблемы экологической защиты водных объектов остаются приоритетными такие направления как : повышение эффективности работы очистных сооружений; разработка и внедрение водосберегающих технологий; изменение на более безвредный способа обеззараживания питьевой воды; предотвращение уменьшения водности(истощения) водных ресурсов.

Важнейшими направлениями природоохранной деятельности должны стать :

-охрана природных комплексов; сюда входят таких объекты как природных парк "Вепсский лес", созданный в 1999году, создание в перспективе на юго-западе муниципального образования заказника "Зеленецкий мох", в центральной части района- зоологического (охотничьего) заказника "Ландской"

-всемерное развитие экологического образования и воспитания как наиболее эффективного и наименее затратного способа решения экологических задач.

Положительные примеры этого у нас уже есть: работает учреждение дополнительного образования "Детский экологический центр", школой №3 отрабатывается модель школы экологической направленности, андреевская сельская школа ведет разработку концепции создания агрошколы.

  

2.4. Четвертое направление развития района - Формирование благоприятного социального климата.

Цель 1. Формирование устойчивой социальной среды.

Задачи:

1.1. Содействовать занятости населения, сдерживать рост и смягчать социальные последствия безработицы.

1.2. Развивать систему социальной поддержки и адресной социальной помощи жителям района.

1.3. Развивать эффективную систему социальной защиты семьи и детства.

1.4. Обеспечивать равные социальные возможности лицам с особым социальным статусом и особыми потребностями (инвалидам, пожилым людям, неполным семьям, детям-сиротам и др.)

1.5. Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья населения, долголетнюю активную жизнь каждого человека.

1.6. Создать систему мониторинга социальной среды района.

Устойчивая социальная среда понимается как среда, обеспечивающая равенство социальных возможностей и препятствующая возникновению очагов социальной напряженности. Устойчивая социальная среда - это среда, в которой воспроизводятся условия для жизни и развития различных групп населения района, обеспечивающая улучшение конечных показателей качества жизни местного сообщества, таких как рост продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, снижение детской смертности, снижение наркомании, алкоголизма, рост показателей удовлетворенности жизнью и уверенности в завтрашнем дне.

Переход от борьбы со следствиями социального неблагополучия к преодолению причин, их порождающих, - вот первая исходная посылка для выбора средств достижения поставленной цели. Вторая базовая посылка- понимание социальной политики как взаимодействия индивида, самостоятельно и ответственно обеспечивающего свое благополучие, власти, создающей для этого соответствующие условия и защищающего в первую очередь тех, кто не может это сделать самостоятельно, и общественных объединений, выступающих партнерами власти и полноправными субъектами социальной политики

* Социальная защита населения в районе осуществляется в рамках федеральных, областных и муниципальных целевых программ. В финансировании этих программ велика роль не только местного , но федерального и областного бюджетов и внебюджентных фондов. Действуют следующие основные муниципальные программы : "Социальная поддержка инвалидов", "Старшее поколение", "Семья", дети - инвалиды". Система социальной защиты одна из сфер, которая имеет большой накопленный положительный опыт в районе. Она сориентирована на основные принципы адресной социальной поддержки :

- оценка доходов и материального положения семьи

Вместе с тем в организации социальной помощи существуют проблемы общего характера, свойственные не только нашему муниципальному образованию, в том числе:

Кроме того отношение населения к самим социальным программа, к объему доступности социальной помощи должен стать предметом специального социологического обследования. Часто граждане затрудняются оценить объем получаемой социальной помощи, ее роль в бюджете семьи, необходимо шире распространять информацию о порядке получения тех или иных видов социальной помощи.

Основные принципы дальнейшего совершенствования оказания социальной помощи должны быть следующими:

Цель 2. Развитие образовательного, культурного и духовного потенциала жителей района.

Задачи:

2.1. Обеспечить право на образование и сформировать систему социально-педагогической защиты детей

2.2. Обеспечить социализацию молодежи и включение ее потенциала в развитие района.

2.3. Сохранить и использовать культурно-историческое наследие.

Данная цель подразумевает воспроизводство и эффективное использование такого особого ресурса как культурный и духовный климат. Он образуется из органического сочетания культурных, образовательных и духовных характеристик жителей района и который характеризовался достаточно высоким уровнем общего и специального образования, приобщением к культурным ценностям, гражданственностью, гордостью за свой город, его историю.

Для достижения цели необходимо прежде всего переломить ситуацию, когда все больше детей по разным причинам не могут реализовать свое право на образование, исключаются из образовательного процесса и подвергаются различным формам негативного воздействия социальной среды. Эта задача должна решаться посредством увеличения разнообразия образовательных программ. Особую социальную значимость должна иметь программа ликвидации второй смены в школе, создание центров психолого-педагогического, медико-социального сопровождения учащихся. Воспитание гражданственности, требует роста качества школьного образования при интенсификации включения детей, подростков и молодежи в общественную и культурную жизнь города и района. Необходима разработка и реализация целевых

программ, направленных на обеспечение социализации молодежи и включение ее потенциала в развитие города.( Интересным представляется ее включение в проработку Стратегического плана района и использование в связи с этим возможностей международных программ).

Необходимо продолжать и совершенствовать работу в уже существующих направлениях работы с молодежью, в т.ч.:

  1. Развитие инфраструктуры молодежной политики
  2. 1.1. Совершенствование деятельности подростковых клубов

    1.2. Совершенствование досуговых молодежных центров на селе

    1.3. Открытие центра социально психологической помощи подросткам и молодежи.

  3. Реализация региональной целевой программы "Лето"
  4. 2.1. Финансирование лагеря для трудных подростков

  5. Мероприятия, направленные на обеспечение временной и вторичной занятости молодежи
  6. 3.1.Проведение работы по месту жительства.

    3.2. Внедрение специализированной программы "Молодежная практика"

    3.3. Финансирование временных работ для подростков и молодежи.

  7. Мероприятия, направленные на развитие гражданственности и патриотизма молодежи
  8. 4.1. Проведение Межрегионального фестиваля патриотической песни

    4.2. Культурно-массовые и спортивно-массовые мероприятия

    4.3. Оказание финансовой помощи воинам участникам локальных войн и их семьям

  9. Мероприятия, направленные на поддержку талантливой молодежи

5.1. совершенствование работы городского клуба "Старшеклассник"

5.2. проведение фестиваля молодежных клубов

Необходимо уделять значительное внимание физическому воспитанию молодежи, делая упор на доступность и массовость занятий физической культурой и спортом, в первую очередь с целью снижения влияния негативных фактором социальной среды.

У нас есть конкретные предложения по включению в региональную целевую программу - достройки спортивного комплекса.

Все это в совокупности позволит интегрировать усилия различных подразделений администрации, общественности, родителей и самих детей, подростков и молодежи в деле сохранения и преумножения того духовного потенциала, который является одним из главных стратегических ресурсов района.

Цель 3. Улучшение качества управления районом

Задачи:

3.1. Содействовать развитию гражданского общества, создать условия для партнерства общественных объединений и органов власти в решении проблем района.

3.2. Ориентировать работу Администрации на удовлетворение потребностей горожан и бизнеса

3.3. Улучшать качество кадров Администрации района

Властные структуры должны быть четко соориентированы на удовлетворение потребностей горожан и бизнеса, необходимо добиваться укрепления профессионализма кадров муниципальной структур власти (конкурсного замещения должностей) , увеличения степени открытости власти для общественного контроля, повышения уровня регламентированности функций чиновников. Основным принципом

работы районной администрации должно стать служение городу , району, его жителям., основной формой взаимоотношений контракт между властью и жителями. Необходимо поддерживать всякую полезную инициативу жителей района, способствовать развитию различных форм местного общественного самоуправления.

Возможным является создание информационно-координационного центра по развитию и работе с общественными объединениями, принятие решение местного Совета о социальном заказе, об общественной экспертизе целевых городских программ,

принятие процедур, обеспечивающих привлечение общественных объединений, профессиональных ассоциаций и других заинтересованных организаций к работе Администрации и Совета депутатов на местными законодательными и нормативными актами.

Большую роль в формировании социального партнерства власти, бизнеса и жителей должна сыграть разработка и реализация Стратегического плана развития района. Очень важно, чтобы она стала консолидирующим началом, объединившем самые широкие слои населения в определении будущего, целей и приоритетов развития Тихвинского района, а также и в совместном достижении поставленных целей.

Цель 4. Создание условий для безопасной жизни личности, семьи и общества.

Включение этой цели обусловлено важностью задач снижения уровня техногенных и природных опасностей для населения и повышения социальной безопасности.

Уровень преступности в районе, характеризуемый как численность криминальных проявлений на 100000 жителей, за 6 месяцев этого года был несколько выше среднеобластного.

В сфере социальной безопасности требуются консолидированные усилия властных структур всех уровней и самых широких слоев населения по улучшению криминогенной обстановки и укреплению правопорядка в городе и районе, снижению социальной напряженности.